top of page

ЖЕСТЫ, к/м игровой, 2020 (реж. Наталья Ашуровская)

Обновлено: 4 мая 2020 г.


Живёшь, работаешь, о семье заботишься, а душевности не хватает. Опытом своим поделиться хочется, а домой не очень. Но не всем нравится, когда в их личное пространство входит незнакомец.

Актеры: Никита Аксёнов, Даниил Халипов, Софья Шаповалова, Степан Фомин, Инна Гусева, Маргарита Титова, Андрей Юрченко


Режиссер: Наталья Ашуровская

Оператор: Павел Михайлов

Звук на площадке: Семён Добрый

Бэкстейдж: Ксения Лагутина



Бэкстейдж


Наталья Ашуровская: СВОЯ БИОГРАФИЯ


1992 год. Зима. Девочка сидит под столом в прихожей. Ей звонких три года: карие глаза блестят, русые волосы аккуратно сплетены в два бублика, в руках — кусок сахара-рафинада. Бабушка, проходящая к входной двери, чтобы открыть гостям, лукаво улыбается, глядя на замершего в ожидании ребенка. Заходят родители, обращаются к будущему автору автобиографического эссе, написанного в творческой форме: «Наташа, какие на этот раз уловки вы с бабушкой выдумали, чтобы уклониться от нашего запрета на поедание конфет? Так, так, так. Ага, рафинад». Родители нежно смотрят на заливающуюся довольным смехом дочь, любя, дают по носу, забирают кусок рафинада, увозят девочку домой.


1992 год. Весна. Бабушка ведет Наташу в ближайший от дома музей — монумент героическим защитникам Ленинграда. Бабушка рассказывает что-то мутное про блокаду, дедушку-артиллериста, варку клея и корочку хлеба. В темноте музейного зала висят красные флаги, играет «Город над вольной Невой», слева витрина с ошметками взорвавшихся мин, справа табло с бесконечным количеством имен и фамилий. Проходим дальше — девочка встает на цыпочки, заглядывает внутрь стеллажа — там засохшая корочка хлеба. Малютке становится так грустно, что девочка уводит бабушку из музея.


1995 год. Осень. Мама с Наташей в филармонии. Девочке много рассказывали про музыку, культуру, великих композиторов и увлеченных музыкантов, теперь время пришло услышать музыку в первый раз. В зале филармонии душно и дурно пахнет потом и синтетикой. Девяностые на дворе. Музыка не производит на ребенка сильного впечатления: оркестр скучает, зрители спят, кресло высокое — ноги не дотягиваются до пола, сидеть не удобно. Потом радость антракта. Мама с дочкой идут в фойе, там бюсты композиторов. Так как они уже тренировались этому дома, мама просит назвать Наташу фамилии композиторов. «Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский», — лихо отвечает ребенок. Доходят до бюста Баха, девочка пытается вспомнить, но что-то не складывается. Щурится, смотрит влево вверх, в этот момент все фойе затихает, Наташа, встряхивая руками, говорит: «Композитор Трах».


1997 год. Весна. Наташа занимается конным спортом. У нее нет лошади, но она думает, что белая Пеночка — её. Кобыла любит яблоки, сахар-рафинад, который девочка всегда с собой носит в кармане, и когда ей чешут холку. Наташа любит нестись верхом на белой лошади по парку и слушать, как свистит ветер, и фырчит Пеночка. 


1998 год. Снова осень. В 8 лет Наташа попадает в больницу с острой болью в животе. Прямо к школе подъезжает машина скорой помощи, согнутую пополам ученицу второго класса ведут по школьному двору перед встревоженными взглядами одноклассников и учителей. Наташа стонет. У Наташи жар. Наташа перегрелась и бредит. В больнице девочку осматривает строгая женщина врач — холодными пальцами тыкает живот, измеряет температуру, затем безапелляционно резюмирует: «Кишка кишке дает по башке». Девочка в восторге и решает всерьез заняться медициной, ну или психологией, на худой конец.


2003 год. 20 августа. Наташе исполняется 14 лет, она собирается стать кинорежиссером и молит подарить ей видеокамеру. Вместо камеры Наташа получает дорогущий синтезатор, на котором она не умеет играть. «Не беда, — думает Наташа, — сначала стану врачом, может быть психологом, а к режиссуре вернусь лет, этак, через 15». Стоит отметить, что продажа этого синтезатора крайне помогла Наташе в безденежные годы юности, а первое видео на свою свежекупленную камеру было случайным образом про пианиста. 


2005 год. Весна. Девочка-подросток выиграла все олимпиады по всему на свете и получила приз — автобусную поездку в Англию. Автобус набит ботаниками разных степеней запущенности. Большинство хилые, бледные и в очках. На общем фоне ярко выделяется красавец — сын учительницы английского, которая сопровождает детей в поездке. Мальчик красив, старше всех на два года и учится в другой школе. С усердием своей матери мальчик втолковывает заучкам как надо курить, пить и говорить слово «жопа». В Наташиной жизни появляется новый интерес — лингвистика.


2006 год. Лето. Офигительное лето.


2010 год. Зима. Факультет психологии, СПбГУ. Наташа сидит на полу и вкладывает в рот своего восьмидесятилетнего научного руководителя Нитроглицерин. У него схватило сердце. Наташа перепугана не на шутку, но делает все по инструкции: больного уложить в горизонтальное положение, ноги приподнять вверх (за отсутствием валика использует учебники по бихевиоризму и социальной психологии), освободить шею и обеспечить поступление свежего воздуха, вызывать скорую.


2012 год. Весна. Молодая девушка в коричневом вельветовом пиджаке стоит перед группой студентов и ведет курс «Психология риска». Третьекурсники слушают и даже что-то записывают. 


2012 год. Неделю спустя. Наташа широко улыбается, заходя в здание факультета психологии на костылях, рассказывает студентам, пришедшим на лекцию по предмету «Психология риска» историю, как свалилась с лошади и повредила ногу. Если бы мы имели возможность узнать, что же на самом деле произошло за эту неделю, мы бы увидели, как автор данного автобиографического эссе, а на тот момент молодой преподаватель психологии, взобравшись вместе со своими друзьями на конек крыши дома Мурузи, цитирует отрывок «Остановки в пустыне» Бродского, после чего делает жадный глоток вина, проваливается в дыру, пролетает целый этаж и, приземлившись на оставленный бездомными матрас, незамедлительно получает растяжение лодыжки, а, спустя пару часов, и гипс до колена. Наташа делает первый в своей жизни благотворительный взнос в «Ночлежку» и мимоходом отмечает свою удачливость. 


2017 год. Лето. Девушка с ровным каре и деловой сумкой спускается по трапу самолета и видит надпись: «ООО Муждународный аэропорт Чебоксары». Четыре дня назад она была в Архангельске, а на следующей неделе у нее запланирована командировка в Казань. Наташа работает в клинических исследованиях, ездит по больницам в разных городах России, проверяет, соблюдают ли врачи-исследователи права пациентов-испытуемых, пишет отчеты, фотографирует на телефон историю болезни неизлечимого пациента с рекомендацией от больничного психолога: «Больше времени проводить с семьей/друзьями, заняться хобби. Успокоение силой логики». Завтра в Омск.


2018 год. 26 декабря. Наташа едет на Сапсане из Петербурга в Москву. Смотрит с рабочего ноутбука фильм «Милана». Остановка в Твери на одну минуту — успевает покурить, спасибо ранее упомянутому красавцу сыну учительницы английского — научил все делать быстро. Смотрит «Париж горит» 1990 года. Смотрит еще один, потом еще что-то, читает про школу Разбежкиной. Ошалевшая и румяная от знакомства с документальным кино, Наташа ступает на перрон Ленинградского вокзала и звонит лучшему другу: «Тебе это понравится. Мы теперь можем не только рассказывать, о том, что мы видим, но и показывать. Будем снимать кино?».


2019 год. 26 января. Самый холодный день в году. Минус двадцать с чем-то. Наташа на крыше с видеокамерой, у которой постоянно садится аккумулятор, снимает кино. Перед Наташей с лопатой в комбинезоне и каске ходит поэт Арсений. Арсений привык эстетизировать действительность и подбирать слова и рифмы для описания своих переживаний, но дни коротки, плата за квартиру высока, и Арсений устраивается промышленным альпинистом. Герой документального фильма отрабатывает по полной: чистит снег, колотит наледь, поскальзывается, грозясь упасть. Безбожно холодно и хочется есть, но, спасибо бабушке и коням, у Наташи всегда есть с собой кусочек рафинада для поддержания энергетического баланса.


2019 год. Зима-начало лета. Наташа продолжает самостоятельно изучать кинопроизводство. На работе жаркая пора: проект по противоопухолевому препарату, при помощи которого в будущем надеются лечить рак, подходит к концу — Наташе надо еще раз проверить все полученные данные, еще раз съездить в больницы, раскиданные по разным концам России, пересчитать количество смертей, побочных явлений, случаев выздоровления, написать про все это максимально честный отчет и подать результаты исследования в Минздрав РФ. Где-то между Омском и Волгоградом удается еще поснимать спортсменов конных троеборцев, человека, который, руководствуясь в первую очередь эстетическим выбором сажает луковицы гладиолусов на балконе заброшенного дома на Б. Пушкарской 7, чешскую порнозвезду, двух карликов, молодого петербургского пианиста-композитора, от макушки до паха украшенного золотой краской, и прочих персон одиозного толка, проводящих свою юность в кулуарах петербургского андеграунда. 


2019 год. 21 августа — 10 сентября. Применяя возможности доступных технологий Наташа отправляется в пешее путешествие «Из Елабуги в Бугульму через русское поле экспериментов». За неделю съемочной группе удается задокументировать смерть, рождение, свадьбу, драку, мистическое откровение и сюрприз, которые они встречают в середине своего пути, а также праздник «1 сентября» в «Основной общеобразовательной школе станции Миннибаево» Альметьевского муниципального района РТ/Татарстан. Сами того не желая, участники съемочной группы цитируют к/ф Джима Джармуша «Мертвец», глотают пух, ныряют в землю, всепоглощающие и бесконечные пустоши Елабуги превращают гладкие 4К пиксели Blackmagic Pocket Cinema Camera в черно-белое мутное зерно, и в один момент Наташа, преодолев постмодернистский, деструктивный, утопический пафос, вырывается на космический, вселенский уровень обобщений, покупает Бугульма-Бальзам 2019 года выпуска в ближайшем магазине и отвечает на вопрос, для чего именно ей становиться кинорежиссером.


Первые документальные работы Натальи Ашуровской

ПОТОКИ, документальный этюд, 2019

Задание I семестра (2-я неделя) на «внутреннюю речь».

В кадре: Дмитрий Добродеев Режиссер: Наталья Ашуровская




ЗИМА ПОЭТА, документальный фильм, 2019



187 просмотров0 комментариев

Comments


bottom of page